Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
государственное учреждение образования
«Рабунская базовая школа»
В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).
Реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина»
ШАГ 1. С помощью викторины «Мы узнаём» учащиеся актуализировали знания о волонтерском движении и благотворительной деятельности в Республике Беларусь. Учащиеся познакомились с концепцией Республиканского молодежного центра, благотворительным фондом имени Алексея Талая.
ШАГ 2. Ребята посмотрели презентацию о вилейчанке Марии Легуш, которая в 2023 году была признана лучшим волонтером территориального центра соцобслуживания населения
ШАГ 3. Ведущий подвёл итоги разговора. Ребята высказали своё мнение об актуальности темы, порассуждали, какой вклад они могут внести в развитие своего региона через благотворительную деятельность, передали корм в Вилейский приют для бездомных животных.
№ п/п |
Дата проведения |
Примерная тематика мероприятий |
1. |
26.09.2024 |
«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона |
2. |
24.10.2024 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды) |
3. |
28.11.2024 |
«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи) |
4. |
19.12.2024 |
«Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией) |
5. |
23.01.2025 |
«Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования) |
6. |
27.02.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек) |
7. |
20.03.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России) |
8. |
24.04.2025 |
«Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными в государственные органы) |
9. |
15.05.2025 |
«Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.) |
ШАГ 1. С помощью викторины «Мы узнаем» учащиеся актуализировали знания о молодежных инициативах Республики Беларусь. Учащиеся познакомились сайтом Молодежного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь.
ШАГ 2. Перед учащимися выступила Новаш К.С., член Молодежного парламента Вилейского райисполкома. Беседа проходила в форме интервью.
ШАГ 3. Ведущий прочитал фрагмент обращения Президента Республики Беларусь к выпускникам высших учебных заведений на Республиканском балу и подвёл итоги встречи. Ребята высказали своё мнение о роли и значении органов самоуправления, развитии молодежных инициатив.
В целях визуализации данной информации ребятам была показана мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования.
На ШАГе 1 учащиеся были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь»; «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».
На ШАГе 2 было обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Ребята обсудили какие конфессии в Беларуси являются исторически традиционными и какую роль они сыграли в истории Беларуси. Так же ребята рассказали о культовых зданиях религиозных организаций, находящихся в нашем регионе, которые относятся к историческим памятникам.
В ходе реализации ШАГа 3 были подведены итоги и актуальность темы сегодняшнего разговора.
20 января в учреждении образования прошло занятие в Школе активного гражданина с учащимися 9-х классов по теме "Партизанская и подпольная борьба".
Борьба населения Беларуси против немецких захватчиков началась с первых дней войны. Она велась в различных формах — от невыполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления. Имели место как самостоятельные акты противодействия новому режиму со стороны отдельных лиц и групп, так и организованные в централизованном порядке военные и политические акции.
Наиболее ощутимыми для оккупантов были действия партизан и подпольщиков. Инициаторами создания партизанских отрядов являлись командиры Красной Армии, оказавшиеся в тылу гитлеровских войск, патриотически настроенные жители республики и по большей части — руководящие партийные, советские, комсомольские органы Беларуси и специально образованные военно-организационные структуры.
23 сентября в учреждении образования прошел ШАГ по теме «Образование во имя будущего страны». Ребята обсудили материалы презентации. Каждый смог выразить свое мнение о значимости образования для личности. Также на уроке присутствовала Кондратович Марина Ивановна, которая вручила учащимся памятные книги. В конце занятия были подведены итоги о достижениях белорусской системы образования.
Реализация проекта "ШАГ" в Государственном учреждении образования "Рабунский учебно-педагогический комплекс детский сад - базовая школа" в 2020/2021 учебном году
Информационный час прошел в форме дискуссии. На мероприятии присутствовала председатель Кривосельского сельского исполнительного комитета Жук Е.И.
На ШАГе 1 учащиеся изучили, подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» (2019), содержащее информацию о правах и обязанностях граждан нашей страны (с.42-45), а также материалы электронного приложения к данному учебному изданию «Я и закон».
На ШАГе 2 прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1. Ребята ознакомились с презентациями по темам блоков и обсудили ее.
В ходе реализации ШАГа 3 учащиеся высказали мнение о том, что тема является очень актуальной для молодежи. В целях поддержания стремления подрастающего поколения к правовым знаниям учащимся было предложено присоединиться к инициативам НЦПИ – стать активными пользователями Детского правового сайта (https://mir.pravo.by/).
Информационный час прошел в форме круглого стола.
На ШАГе 1 учащиеся ознакомились с содержанием информационных блоков: ООН – 75 лет: история деятельности международной организации; Основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН.
На ШАГе 2 прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1. Ребята ознакомились с историей возникновения ООН, причинами создания и целями и направлением деятельности.
В ходе реализации ШАГа 3 учащиеся ведущий подводит итоги. Насколько актуальна оказалась для учащихся тема сегодняшнего разговора? Обсуждалось участие молодёжи в республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!».
Информационный час прошел в форме круглого стола.
Ребята были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Мы в современном мире информации» и «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты».
На ШАГе 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1 Учащимся было предложено подумать и обсудить какую роль играют масс-медиа в жизни каждого человека? Какую роль в их жизни играют социальные сети?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся с ведущим подвели итоги. Насколько актуальной оказалась тема сегодняшнего разговора для учащихся. Ребята высказали предложения по использованию Интернета для более успешной учебы и создания положительного микроклимата в классе.
Так же обсуждалось участие в оформлении странички школьного сайта «Медиабезопасность» и составлении каталога полезных интернет-ресурсов для других учащихся.
Информационный час прошел в форме круглого стола. На мероприятии присутствовала председатель Кривосельского сельского исполнительного комитета Жук Е.И.
На ШАГе 1 учащиеся обсудили достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, а также свой вклад в Развитие малой Родины.
На ШАГе 2 прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1. Ребята ознакомились с презентацией по темам блоков и обсудили ее.
В ходе реализации ШАГа 3 учащиеся высказали мнение о том, что тема является очень актуальной для молодежи. В целях формирования у учащихся стремления к реализации собственных инициатив прошло обсуждение результатов социально значимой деятельности самих учащихся и перспектив ее развития в учебном году.
Информационный час прошел в форме круглого стола.
Ребята были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси»; «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее»; «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)».
На ШАГе 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1 Учащимся было предложено подумать и обсудить почему 2021 год объявлен Годом народного единства. Почему он так важен для Беларуси? Для чего нам нужно единство?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся с ведущим подводвели итоги. Насколько актуальной оказалась тема сегодняшнего разговора для учащихся. Ребята высказали предложения по ключевым направлениям социальной политики Беларуси на 2021–2025 годы.
Так же обсуждалось участие в республиканская народно-патриотической акции «Мы – вместе!» под девизом «Мы – объединяем!».
8 апреля на базе школы для учащихся 8-9 классов прошел ШАГ по теме: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений». Приглашенным гостем стала Коваленок Ирина Чеславовна, ветеран педагогического труда. Информационный час прошел в форме круглого стола.