Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
государственное учреждение образования
«Рабунская базовая школа»
В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).
Реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина»
ШАГ 2. Ребята продемонстрировали презентацию о двукратном олимпийском чемпионе в прыжках на батуте, уроженце Вилейки, Иване Литвиновиче. В ходе диалога учащиеся отметили, что любой вклад человека в развитие своей страны поистине ценен.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» Ведущий подвёл итоги разговора, акцентируя внимание на том, тема разговора актуальна для учащихся.
ШАГ 2. Перед ребятами выступила молодой специалист учреждения образования, член ОО «БРСМ» Кисель Каролина Александровна. Беседа проходила в форме интервью.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» Ведущий подвёл итоги разговора, акцентируя внимание на том, судьба нашей страны, развитие Беларуси зависит от каждого из нас.
В завершение были определены проекты ОО «БРСМ» на уровне района, в которые смогут включиться учащиеся.
Информация о мероприятиях в рамках информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина»
ГУО «Рабунская базовая школа»
Учреждение образования |
Форма проведения |
Время проведения |
Приглашённый ФИО, должность |
ГУО «Рабунская базовая школа»
|
Круглый стол |
28.11.2024 13.55– 14.40 |
Кисель К.А., учитель (молодой специалист) |
Заместитель директора
по основной деятельности И.А.Сушинская
ШАГ 1. С помощью викторины «Мы узнаём» учащиеся актуализировали знания о волонтерском движении и благотворительной деятельности в Республике Беларусь. Учащиеся познакомились с концепцией Республиканского молодежного центра, благотворительным фондом имени Алексея Талая.
ШАГ 2. Ребята посмотрели презентацию о вилейчанке Марии Легуш, которая в 2023 году была признана лучшим волонтером территориального центра соцобслуживания населения
ШАГ 3. Ведущий подвёл итоги разговора. Ребята высказали своё мнение об актуальности темы, порассуждали, какой вклад они могут внести в развитие своего региона через благотворительную деятельность, передали корм в Вилейский приют для бездомных животных.
№ п/п |
Дата проведения |
Примерная тематика мероприятий |
1. |
26.09.2024 |
«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона |
2. |
24.10.2024 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды) |
3. |
28.11.2024 |
«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи) |
4. |
19.12.2024 |
«Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией) |
5. |
23.01.2025 |
«Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования) |
6. |
27.02.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек) |
7. |
20.03.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России) |
8. |
24.04.2025 |
«Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными в государственные органы) |
9. |
15.05.2025 |
«Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.) |
ШАГ 1. С помощью викторины «Мы узнаем» учащиеся актуализировали знания о молодежных инициативах Республики Беларусь. Учащиеся познакомились сайтом Молодежного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь.
ШАГ 2. Перед учащимися выступила Новаш К.С., член Молодежного парламента Вилейского райисполкома. Беседа проходила в форме интервью.
ШАГ 3. Ведущий прочитал фрагмент обращения Президента Республики Беларусь к выпускникам высших учебных заведений на Республиканском балу и подвёл итоги встречи. Ребята высказали своё мнение о роли и значении органов самоуправления, развитии молодежных инициатив.
В целях визуализации данной информации ребятам была показана мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования.
На ШАГе 1 учащиеся были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь»; «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».
На ШАГе 2 было обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Ребята обсудили какие конфессии в Беларуси являются исторически традиционными и какую роль они сыграли в истории Беларуси. Так же ребята рассказали о культовых зданиях религиозных организаций, находящихся в нашем регионе, которые относятся к историческим памятникам.
В ходе реализации ШАГа 3 были подведены итоги и актуальность темы сегодняшнего разговора.
20 января в учреждении образования прошло занятие в Школе активного гражданина с учащимися 9-х классов по теме "Партизанская и подпольная борьба".
Борьба населения Беларуси против немецких захватчиков началась с первых дней войны. Она велась в различных формах — от невыполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления. Имели место как самостоятельные акты противодействия новому режиму со стороны отдельных лиц и групп, так и организованные в централизованном порядке военные и политические акции.
Наиболее ощутимыми для оккупантов были действия партизан и подпольщиков. Инициаторами создания партизанских отрядов являлись командиры Красной Армии, оказавшиеся в тылу гитлеровских войск, патриотически настроенные жители республики и по большей части — руководящие партийные, советские, комсомольские органы Беларуси и специально образованные военно-организационные структуры.
23 сентября в учреждении образования прошел ШАГ по теме «Образование во имя будущего страны». Ребята обсудили материалы презентации. Каждый смог выразить свое мнение о значимости образования для личности. Также на уроке присутствовала Кондратович Марина Ивановна, которая вручила учащимся памятные книги. В конце занятия были подведены итоги о достижениях белорусской системы образования.
Реализация проекта "ШАГ" в Государственном учреждении образования "Рабунский учебно-педагогический комплекс детский сад - базовая школа" в 2020/2021 учебном году
Информационный час прошел в форме дискуссии. На мероприятии присутствовала председатель Кривосельского сельского исполнительного комитета Жук Е.И.
На ШАГе 1 учащиеся изучили, подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» (2019), содержащее информацию о правах и обязанностях граждан нашей страны (с.42-45), а также материалы электронного приложения к данному учебному изданию «Я и закон».
На ШАГе 2 прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1. Ребята ознакомились с презентациями по темам блоков и обсудили ее.
В ходе реализации ШАГа 3 учащиеся высказали мнение о том, что тема является очень актуальной для молодежи. В целях поддержания стремления подрастающего поколения к правовым знаниям учащимся было предложено присоединиться к инициативам НЦПИ – стать активными пользователями Детского правового сайта (https://mir.pravo.by/).
Информационный час прошел в форме круглого стола.
На ШАГе 1 учащиеся ознакомились с содержанием информационных блоков: ООН – 75 лет: история деятельности международной организации; Основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН.
На ШАГе 2 прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1. Ребята ознакомились с историей возникновения ООН, причинами создания и целями и направлением деятельности.
В ходе реализации ШАГа 3 учащиеся ведущий подводит итоги. Насколько актуальна оказалась для учащихся тема сегодняшнего разговора? Обсуждалось участие молодёжи в республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!».
Информационный час прошел в форме круглого стола.
Ребята были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Мы в современном мире информации» и «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты».
На ШАГе 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1 Учащимся было предложено подумать и обсудить какую роль играют масс-медиа в жизни каждого человека? Какую роль в их жизни играют социальные сети?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся с ведущим подвели итоги. Насколько актуальной оказалась тема сегодняшнего разговора для учащихся. Ребята высказали предложения по использованию Интернета для более успешной учебы и создания положительного микроклимата в классе.
Так же обсуждалось участие в оформлении странички школьного сайта «Медиабезопасность» и составлении каталога полезных интернет-ресурсов для других учащихся.
Информационный час прошел в форме круглого стола. На мероприятии присутствовала председатель Кривосельского сельского исполнительного комитета Жук Е.И.
На ШАГе 1 учащиеся обсудили достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, а также свой вклад в Развитие малой Родины.
На ШАГе 2 прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1. Ребята ознакомились с презентацией по темам блоков и обсудили ее.
В ходе реализации ШАГа 3 учащиеся высказали мнение о том, что тема является очень актуальной для молодежи. В целях формирования у учащихся стремления к реализации собственных инициатив прошло обсуждение результатов социально значимой деятельности самих учащихся и перспектив ее развития в учебном году.
Информационный час прошел в форме круглого стола.
Ребята были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси»; «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее»; «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)».
На ШАГе 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» прошло обсуждение вопросов по информации, полученной в ШАГе 1 Учащимся было предложено подумать и обсудить почему 2021 год объявлен Годом народного единства. Почему он так важен для Беларуси? Для чего нам нужно единство?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся с ведущим подводвели итоги. Насколько актуальной оказалась тема сегодняшнего разговора для учащихся. Ребята высказали предложения по ключевым направлениям социальной политики Беларуси на 2021–2025 годы.
Так же обсуждалось участие в республиканская народно-патриотической акции «Мы – вместе!» под девизом «Мы – объединяем!».
8 апреля на базе школы для учащихся 8-9 классов прошел ШАГ по теме: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений». Приглашенным гостем стала Коваленок Ирина Чеславовна, ветеран педагогического труда. Информационный час прошел в форме круглого стола.