Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
государственное учреждение образования
«Рабунская базовая школа»
Избежать насилия можно.
Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Памятка для взрослых.
А в какой обстановке живет ваш ребенок?
Что нужно делать?
- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
- Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;
- Создавать условия для общения с другими детьми;
- Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;
- Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком;
проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;
- Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;
- Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;
- Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках;
- Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему»;
- Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом;
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.
Чего делать нельзя?
- Искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;
- При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;
- Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;
- Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.
В помощь родителям! «Творческие задания»
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.
Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?
Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок").
Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни»
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.
Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно.
Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Закаливание - важный компонент здорового образа жизни любого человека в любом возрасте. Особое внимание оно имеет для детей, организм которых еще не выработал способность к быстрой и адекватной реакции на резкие изменения внешней среды. Дети, быстрее чем взрослые перегреваются и переохлаждаются. Они более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности воздуха – сырости), ультрафиолетовым лучам. Доказано: дети, закаливать которых начинают в раннем возрасте, реже болеют.
Каковы основные требования к закаливанию? Начинать их нужно только со здоровым ребенком, интенсивность и длительность должны нарастать постепенно, с учетом их переносимости ребенком, эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.
Воздушные закаливающие процедуры вводят в обычный режим дня:
Закаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к солнечным ваннам, для чего оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Голова должна быть постоянно прикрыта от солнечных лучей светлой панамой. Наилучшее время приема световоздушных ванн – с 10 до 11 часов утра.
Наиболее эффективный метод закаливания – закаливание водой, которое должно войти в режим дня в качестве ежедневных процедур:
В случае болезни закаливающие процедуры возобновляют, но в щадящем режиме и через 1-2 недели после полного выздоровления. Температура воды при этом должна быть на 2 – 3 градуса выше, чем до болезни.
Самый эффективный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное, - плавание. Плавание воздействует на весь организм, укрепляет его и закаляет.
Быть здоровым с детства.
Забота о здоровье детей - в центре внимания дошкольных учреждений и семьи. Нет больше радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми, крепкими, закаленными.
Заботиться о здоровье ребёнка надо с раннего детства, создавая для этого необходимые условия.
Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Значит ли это, что у одного ребёнка организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринимать, чтобы ребёнок не был подвержен простудным заболеваниям? В этих случаях самое универсальное средство – закаливание, то есть способность детского организма быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимо соблюдать некоторые правила:
Основные средства закаливания – это воздух, вода и солнце.
Каждый день в любое время года ребёнок должен быть на воздухе не менее 3х часов. Зимой при температуре 20 – 22 градуса с ветром прогулки для детей отменяются.
Одевать ребёнка следует соответственно погоде и сезону. Не надо кутать ребёнка, так как перегревание, также как и переохлаждение, ведёт к простудным заболеваниям, мешает движениям. В любую погоду не следует завязывать малышу рот и нос платком, как это делают иногда родители; при этом смысл прогулки теряется: дыхательный аппарат лишён доступа свежего воздуха. В помещении ребёнок должен быть в облегчённой одежде. Это тоже своего рода закаливание.
Более интенсивным средством, чем закаливание воздухом, является закаливание водой. С этой целью посещение бассейна очень полезно и родители должны поддерживать интерес детей к плаванию.
Помните! Только та процедура достигает цели и укрепляет организм, если она доставляет ребёнку радость.
Дорогие родители!
Не оставляйте вопросы детей без ответов, иначе они будут искать их сами, не совсем в удачных местах и удачными методами!
Уберите потенциально опасные предметы в недоступное место (особое внимание на бытовую химию, однако бьющие предметы (вазы, зеркала также лучше убрать): шторы лучше сделать покороче, провода спрятать, всё острое и режущее также наверх
Розетки снабдите заглушками
Перегородите доступ к подоконникам, балконам, лестницам.
Помните! По статистике наибольшее количество травм у детей как раз случается дома, обычно в возрасте от одного до трех лет.
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА НА КУХНЕ
Исключите контакт ребёнка с плитой как во время приготовления (чтобы ребёнок не вылил кипяток, не открывал духовку), так и после (перекройте вентиль, чтобы малыш не отравился газом, если покрутит конфорки).
Уберите электрочайник, так как ребёнок может потянуть за шнур и опрокинуть на себя кипяток.
Лучше уберите скатерть со стола. Малыш может потянуть её на себя со всеми предметами и посудой на ней.
Все опасные предметы убирайте (не только ножи, вилки, но и тарелки и т.д.).
Холодильник манит детей, дети дёргают дверцы, продукты могут вывалиться. Будьте бдительны.
И не забудьте убрать предметы бытовой химии из зоны доступа детей.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ВАННОЙ
Следите за поведением ребёнка в воде, его пребывание в воде также должно быть под Вашим контролем
Не допускайте того, что ребёнок перегибается через края ванны и играет с водой. Также есть опасность сунуть руку под очень горячую воду
Электроприбор и вода не совместимы. Поэтому не сушите голову феном в ванне
Убирайте все бритвенные принадлежности папы подальше
Бытовая химия под ванной должна быть закрыта на ключ или убрана из-под ванной
Также малыш может пробовать на вкус шампуни, гели и т.д. Лучше также всё убрать
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА В КОМНАТЕ
Особую опасность представляют розетки (ставим заглушки) и острые углы (делаем накладки из силикона, обматывает тряпочками и т.д.). Дверцы шкафов можно заклеить скотчем или смотать между собой резинками, на межкомнатных дверях лучше поставить доводчики – они не захлопнут дверь сразу и не прищемят пальчики. Все мелкие предметы также прячем, чтобы малыш не проглотил их.
Особое внимание – зеркала, окна и балкон!
Зеркал и стёкол дети не видят, если несутся по квартире. Проводите беседы, оклейте ярким скотчем зеркала. Также помните, что противомоскитные сетки на окнах крепятся ненадёжно и на них нельзя опираться. Лучше даже в жару не открывайте окно настежь, а только на проветривание. И уберите от окна стулья, тумбы, чтобы ребёнок не вставал на них и не взбирался на подоконник. Также посещать балкон ребёнок должен исключительно в присутствии взрослых.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ И ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ!
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ,
ЕСЛИ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР?
Если при пожаре выйти из помещения невозможно, необходимо:
Храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах. И самое главное – не оставляйте детей без присмотра.
ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ЗВОНИТЕ 101
В городах опасность представляют бездомные собаки, которые к тому же могут быть больны. Часто они собираются возле мусорных баков. У многих из них когда-то были хозяева, но в силу обстоятельств собаки оказались выброшенными на улицу. Во избежание неприятностей детям не стоит приближаться к ним. Обозленные и голодные, они могут броситься на ребенка и, если не укусить, то сильно испугать.
Часто детей кусают домашние собаки, которые выгуливаются без хозяина. А иногда даже хозяин не ожидает агрессии от своего питомца, поэтому не успевает остановить пса, бросившегося на малыша. Кроме того, есть породы собак, которых воспитывают быть злыми целенаправленно. В любом случае приближаться к чужой собаке ребенку опасно.
Если собака живет в доме, то дети знают характер своего воспитанника и все случаи, когда пес может укусить.
Менее опасными домашними животными считаются кошки. Однако царапины от их когтей бывают глубокими. Имеет смысл осмотреть ранку поцарапанного ребенка, промыть ее, обработать, забинтовать.
Выезжая с ребенком в лес, родители не всегда предупреждают его о возможных опасных встречах с дикими животными. Однако хотя бы минимум информации детям необходим. Детям полезно знать, кто из лесных жителей представляет опасность и как действовать при встрече с ним.
Угроза безопасности исходит от общения с животными, заболевших бешенством. Признаками бешенства животных являются обильное выделение у них слюны, красные слезящиеся глаза, неподчинение командам хозяина. При укусе необходимо обратиться в поликлинику.
Детям второго-третьего годов жизни необходимо объяснить, что за домашними животными можно только наблюдать. Трогать, гладить и брать на руки разрешается только своих питомцев. Заниматься с чужими собаками и кошками можно лишь тогда, когда это разрешает сделать находящийся рядом хозяин.
Детям четвертого-пятого годов жизни следует объяснить, в чем заключается опасность при неправильном поведении с домашними животными. Даже добрые домашние собаки могут укусить, когда они заняты едой или когда берут их щенят. Обычно сначала они начинают злобно рычать. Это предупреждение оставить их в покое. В таком случае необходимо сразу же отойти.
При встрече с чужой собакой не стоит подходить к ней слишком близко, если она без хозяина. Укусить собака может также в следующих случаях: если на нее резко замахиваться — она подумает, что ее хотят ударить; если от нее убегать -она станет догонять «дичь».
Дети шестого-седьмого годов жизни обычно знают привычки домашних животных, живущих у соседей, и чувствуют себя с ними достаточно уверенно: знают, кого можно гладить, кого лучше оставить в покое. Однако необходимо объяснить им, почему нельзя дразнить собак, научить детей, как действовать в случае, если незнакомая собака преграждает путь домой или ведет себя злобно. Дети должны знать, что собаки всегда защищают своих хозяев. Поэтому подходить к чужим собакам не нужно. Если им навстречу идет человек с собакой, лучше остановиться и пропустить их мимо. Если собака собирается напасть, может помочь твердо сказанное: «Фу!», «Сидеть!» или «Лежать!». Обычно собаки подчиняются знакомой команде. Однако даже дрессированная собака может укусить, если резко возле нее взмахнуть рукой или палкой или подойти близко, когда она ест или когда рядом находятся ее щенята. Нужно научить ребенка, что если собака собьет его с ног, нужно упасть на живот, руками закрыть шею; если укусит, то необходимо промыть рану, окружность раны смазать йодом, наложить чистую повязку. О произошедшем нужно обязательно рассказать родителям, ведь собака может быть бешеной. В таком случае надо обращаться к врачу.
Дети этого возраста нередко играют самостоятельно во дворе дома, иногда выносят мусор на улицу. В таких случаях возрастает опасность встречи с бродячими собаками. Ребенок должен знать, что брать на руки их нельзя и кормить с рук тоже.
Многие дети ходят с взрослыми в лес. Необходимо, чтобы они знали, как вести себя при встрече с дикими животными. Увидев змею, лучше быстро отступить, не делая при этом резких движений. Зайцы и ежи безобидны. А волки и рыси водятся в гуще леса, куда посетители леса обычно не заходят.
К окончанию дошкольного учреждения дети знают:
Литература:
Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности
дошкольников.– Мн.: Полымя, 2001.
Вы являетесь для своих детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Помните, любя своего ребенка, Вы должны защитить его от реальных опасностей. Защитить – это значит научить жить безопасно. Мы предлагаем Вам познакомиться с основными направлениями основ безопасной жизнедеятельности.. 1.«Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни
Литература: Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.– Мн.: Полымя, 2001.