Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
государственное учреждение образования
«Рабунская базовая школа»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Первые чувства патриотизма... Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми, являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание - поиск, загадывание – отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.
В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнёров – близких взрослых, товарищей -действует на ребёнка сильнее, чем замечания и наказания.
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость входящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
В чём преимущество использование народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простате и доступности их организовать. Они не требуют специального оборудования , специально отведённого для этого времени Минимальное количество участников –от двух до четырёх человек .
Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр, которые могут быть использованы в семье.
«У дяди Трифона»
Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остаётся в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
И всё делают вот так.
При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.
Указание к проведению. Игра может быть использована при организации детских праздников. Участие взрослого делает её более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.
«Молчанка- смешилка»
Описание игры. Перед началом игры все участники произносят запевалку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок – Молчок!
После того как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, весёлыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеётся или что-нибудь скажет, отдаёт ведущему фант.
Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеётся или заговорит.
«Холодно-горячо»
Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «тепло», «горячо», если удаляется: «холодно».
Вместо слов можно предупреждать о близости предмета сильным или слабым звоном колокольчика. После того как предмет найден, выбирается новый водящий.
«Чепуха»
Описание игры: Каждый игрок загадывает какой-либо предмет, например: самолёт, машина, игрушка и т. д. Выбранный водящий задаёт вопрос (каждому игроку один, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.
Играйте всей семьёй, играйте с удовольствием.
Начните с вопроса «А ты знаешь, какой скоро праздник?» Эта фраза должна заинтересовать малыша, ведь дети очень любят праздники.
Затем усадите его рядом, как будто собираетесь рассказать секрет или сказку. Заранее приобретите книгу о войне для детей с большими картинками и фотоиллюстрациями.
Само по себе повествование не должно быть слишком долгим, иначе ребенку наскучит слушать о войне, ведь в этой истории не будет ничего смешного или веселого.
В рассказе обязательно должна быть названа дата Великой Победы. Объясните, что когда «дедушка был маленьким мальчиком, как ты», немецкие фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они хотели установить свои порядки и поэтому взрывали огромные бомбы, стреляли и забирали в плен. Но наши войска дали отпор, потому что идти на фронт было долгом каждого.
Объясните ребенку значение непонятных слов. Не забудьте добавить, что война длилась долгих 4 года, и что много солдат не вернулось домой. А 9 мая 1945 года фашистские войска были разбиты, и наступила долгожданная победа. В этот день все радуются тому, что теперь люди живут под мирным небом, а дети говорят ветеранам «спасибо2 и дарят рисунки с праздничным салютом.
Чтобы заинтересовать ребенка праздником победы, предложите ему нарисовать в подарок ветерану праздничный рисунок или смастерить поделку.
Чтобы тема Великой Отечественной войны не была забыта, возвращайтесь к ней несколько раз до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не начнет изучать историю.
По мере взросления добавляйте к рассказу больше значительных фактов, а также повествуйте о том, как воевали ваши деды и бабушки.
Наш долг – научить детей помнить и ценить День Победы!
Что мы можем для этого сделать?
Если у вас есть родные бабушки и дедушки, или просто соседский дедушка, которые жили в те суровые дни, возьмите ребенка и сходите поздравить их! Это доброе дело – и ветерану приятно, и урок для маленького человечка.
Если воевали ваши дедушки и бабушки, покажите их правнукам их фотографии, пожелтевшие со временем, расскажите их историю. Обязательно возложите цветы у могилы Неизвестного Солдата или у Вечного Огня. Объясните, что значит вечный Огонь и почему он круглый год горит.
Сделайте своими руками открытку или поделку, и тоже подарите ее участнику войны. Делая подарок своими руками, ребенок еще больше проникнется атмосферой праздника.
Читайте детям рассказы и повести о войне. Даже если ребенок уже умеет читать, прочитайте ему о войне сами. Делайте ударения на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает читаемое событие, или что, по мнению малыша, переживают в этот момент герои повествования.
Смотрите вместе фильмы о войне. Сопереживайте героям. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость – плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Они должны понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.
Мальчикам будет интересно изучить технику и оружие военных лет. В этом могут помочь энциклопедии, художественная литература, интернет. Можно распечатать раскраски с танками и солдатами и предложить их ребенку, а заодно немного рассказать о том или ином орудии.
Девочкам можно рассказать о геройских подвигах врачей и жен, которые выживали в трудных условиях, да еще и детей воспитывали и партизанам помогали.
Показывайте пример своим детям, как важно помнить подвиги солдат, зачастую совсем юных, отдавших свою жизнь за нашу жизнь и нашу свободу.
Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.
Прогулки. По улицам города, к достопримечательностям очень важны совместные прогулки родителей с детьми, во время которых предложите игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице?» и др. Обращайте внимание детей на транспорт, здания, людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразования облика города и др. Рассказывайте детям о памятниках, достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.
Беседы-рассказы о своей работе. Расскажите детям о своей профессии, предприятии, на котором работаете. Что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по работе рассказать о своей профессии ребёнку.
Игры со строительным материалом, конструктором. Предложите ребёнку построить дом, улицу, на котором он живёт, детскую площадку. Поиграйте в «новоселье», помогите разместить игрушки, чтобы им было комфортно. Подумайте и постройте город будущего, чтобы он был красив и удобен.
Игрушки. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.
Коллекции. Коллекционирование расширяет, уточняет знания. Коллекционировать можно марки, значки, открытки, календари о природе, городах, достопримечательностях родного края. Для ребёнка очень важно поделиться впечатлениями, информацией, пусть он приносит свою коллекцию в детский сад и расскажет о ней другим детям.
Домашняя библиотека. Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе. Безусловно, интересны и полезны книги классиков русской детской литературы, стихи, рассказы современных писателей. Читая детям книги, родители объясняют отдельные моменты, отвечают на вопросы, просят пересказать услышанное, заучивают полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания нравственных чувств и отношений.
Посещение музеев, выставок и др. Обогащайте ребёнка впечатлениями, но очень важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка.
История. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины.
Увлекательные путешествия. Можно совершать путешествия, имея под рукой глобус, карту или альбомы. Путешествовать можно всей семьёй. Рассматривая иллюстрации, рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.
Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.
Искусство. Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках, спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию. Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором, музыкой, сказками народа ханты и манси, чтобы обогащать эмоциональную сферу. Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.
С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей жизни, со двора, где он играет с друзьями, с родного города, где он родился, с березки, которая растет у дома. Все, что окружает человека с детства, все, что дорого ему, это и есть родные края, родные места, его Родина. Любить Родину, это не только любоваться ее красотой, это прежде всего охранять ее, бережно относиться к ее объектам.
В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой – бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.
Проповедуя деятельностный подход в экологическом воспитании, необходимо обеспечить ребенку возможность общаться с природой, реализовывать свои знания в различных ситуациях, оказывать посильную помощь тем животным и растениям, которые в ней нуждаются важно, чтобы дошкольник знал, как он может и должен действовать в природе, а не только то, чего он делать не должен. Необходимо формировать эмоциональное отношение к природе, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы природный мир родного края был неотъемлемой частью мира каждого ребенка.
Первичной должна быть задача нравственного поведения в природе, умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас с вами, от радости общения с природой, которую мы дадим нашим детям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам, всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта родителей– растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивного отношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь к родному краю.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: это происходит на занятиях, на прогулке, во время наблюдения, чтения стихов, рассказов, труда в природе и уголках природы, рассматривания иллюстраций в книгах о природе нашего края и т.д. Такое общение с окружающим формирует в детях любовь к своей Родине, дошкольники получают элементарные географические сведения о родном крае.
На непосредственно — образовательной деятельности рассказываем о природоохранной работе региона, редких экземплярах растительного и животного мира наших мест.
Приобщению детей к миру природы способствует беседа, которая предваряет или завершает другие экологические мероприятия. В ходе беседы у детей формируется убеждение о необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения красоты и богатств, воспитания любви к ней. Тематика бесед разнообразна: «Мы – друзья природы», «Природа – наш дом», «Берегите лес», «О чем рассказывает Красная книга».
Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература, которая воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Знакомим детей с произведениями художественной литературы русских и мордовских писателей и поэтов, которые уделяли теме природы большое значение.
В сказках, стихах, рассказах В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвина «Последние грибы», С.Есенина «Нивы сжаты», «Заколдован невидимкой», К.Ушинского «Почему опустел лес», И.Бунина «Первый снег» необычайно тонко раскрывалась красота родной природы, выражалось проникновенное лирическое чувство, ощущение родины.
Природоведческая книга помогает ребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, учит правильно воспринимать ее.
Воспитать настоящего человека без любви к Родине, природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.
И как отрадно видеть, что наши усилия по воспитанию экологической культуры, любви к родной природе не пропали.
Таким образом, мы взрослые, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие, трудолюбие, любовь. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Уважаемые родители и ребята!
Мы рады предложить Вам совершить увлекательную прогулку в лес.
Каждый любит лес по-своему, и, конечно, нет человека равнодушного к его красоте. Лес - наше богатство, наша краса. Он бывает разным: редким и густым, хвойным и лиственным, тихим и шумным, весёлым и грустным. Лес красив и наряден в любое время года: зимой - белоснежный, весной и летом - зеленый, осенью - багряный.
Зелёный друг помогает нам жить, выделяя сорок процентов кислорода, который необходим всем живым существам. Воздух, которым мы дышим должен быть чист, целебен, напоён запахом воды, трав и цветов.
Без леса не было бы такого разнообразия животного мира. В кустах не вили бы гнезда птицы, а возле озёр не плавали бы водяные утки, к воде не выходили бы лоси. Лес для животных - это дом, место их обитания. В нём они добывают пищу, спасаются от врагов. Кипит, не смолкает в лесу жизнь, радостно звенят голоса птиц.
Он даёт людям древесину, которая необходима для изготовления бумаги, мебели.
Дерево служит человеку в быту, украшает его жильё, обогревает дом.
Лес - наш кормилец. Летом мы собираем в нём ягоды: землянику, малину, бруснику, чернику. Он радует нас грибами, орехами. А как хорошо прийти в лес летним утром! Позабыв обо всём на свете, послушать пение птиц, шелест листьев, журчание ручья, жужжание пчёл.
Маршрут выходного дня "Путешествие в лес”
Цель: привлечение родителей и детей к эколого-краеведческой деятельности и организации совместного отдыха родителей и детей
Задачи:
- содействовать закреплению представлений детей о растениях леса, их лекарственных свойствах, о мерах безопасности и правилах поведения в лесу;
- создать условия для развития познавательной активности, наблюдательности и интереса к изучению леса родного края;
- способствовать воспитанию любви к природе родного края.
Материалы и оборудование: аптечка, рюкзак, мячи, обручи, ленты, платочки
Форма проведения: прогулка-поход
Объект экскурсии: Природа родного края
Цель: изучение исторических, архитектурных, природных, духовных и культурных памятников, быта государственных и общественных деятелей Рабунского района
Задачи: познакомить с историей края, с историей создания Вилейского водохранилища, с историей культового строительства, деятельности Филиппа Орлика; развивать экскурсионно-туристическую деятельность в регионе; создать информационно-краеведческий ресурс.
Возрастная категория: от 10 лет
Способ передвижения: автобусно - пешеходная
Продолжительность: 3ч. 30 мин
Протяженность: 10 км
Нитка маршрута: д. Рабунь – д. Косута
Программа проведения тематического дня, приуроченного ко Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь
№ п\п |
Название |
Ответственные |
1. |
Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь перед началом занятий |
Воспитатели дошкольного образования |
2. |
Проведение занятия «Наш герб. Наш флаг. Наш гимн» |
Воспитатели дошкольного образования |
3. |
Изобразительная деятельность. Рисование «Наш флаг» |
Воспитатели дошкольного образования |
4. |
Дидактическая игра «Найди флаг и герб Республики Беларусь» |
Воспитатели дошкольного образования |
5. |
Совместная работа с воспитанниками в уголке национальной символики. Пополнение уголка – сбор информации (книги, открытки, иллюстрации с символикой РБ). |
Воспитатели дошкольного образования |
6. |
Информационный материал для родителей на сайте учреждения «Как знакомить детей с символикой Республики Беларусь», «Прочти детям» (список произведений о Родине, родном крае) |
Воспитатели дошкольного образования |
Программа проведения тематического дня, приуроченного ко Дню Победы
№ п\п |
Название |
Ответственные |
1. |
Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь перед началом занятий |
Воспитатели дошкольного образования |
2. |
Проведение занятия «Этот день Победы» |
Воспитатели дошкольного образования |
3. |
Изобразительная деятельность. Аппликация «Салют победителям» |
Воспитатели дошкольного образования |
4. |
Игра-викторина «Маленькие следопыты» |
Воспитатели дошкольного образования |
5. |
Экскурсия и возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны |
Воспитатели дошкольного образования |
6. |
Информационный материал для родителей на сайте учреждения «Патриотическое воспитание детей на современном этапе», «Прочти детям» (список произведений о войне) |
Воспитатели дошкольного образования |